Оставьте свои данные – и наш менеджер перезвонит вам
Имя *
Телефон *
Электронная почта
Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Модернизация сетей, борьба с фальсификатом и экономика отрасли: интервью с генеральным директором АПТС С.В.Ткаченко

28 фев 2025

Трубопроводная индустрия – одна из ключевых отраслей, влияющих на развитие инфраструктуры и качество жизни населения. В условиях растущего износа инженерных сетей и необходимости модернизации коммунальных и промышленных систем особую значимость приобретает деятельность организаций, работающих в сфере стандартизации, контроля качества и инновационных разработок.

Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) играет важнейшую роль в решении актуальных проблем отрасли, продвигая инициативы по борьбе с фальсификатом, цифровизации сетей и внедрению передовых технологий.

В этом интервью с Владиславом Сергеевичем Ткаченко, генеральным директором АПТС, мы обсудили перспективы развития отрасли, ключевые вызовы, стоящие перед производителями трубопроводных систем, а также возможные пути их решения. Каковы главные драйверы роста? Почему борьба с фальсификатом так важна? Как цифровые технологии могут изменить рынок? Ответы на эти и многие другие вопросы – в нашем материале.


29062018.jpg


Давайте начнем с вопросов о развитии отрасли. Каковы перспективы трубопроводной индустрии в России и странах Евразийского экономического союза?

Владислав Сергеевич: Перспектив несколько, и они зависят от множества факторов.

Оптимистичный сценарий предполагает стабильный рост на 10–20% в год, как это происходило последние несколько лет (за исключением 2024 года, когда, по данным Росстата, отрасль сократилась на 7,2%). Причина падения проста: завершение одних национальных проектов и задержка старта новых. Большая часть федерального бюджета в 2024 году была перераспределена на более насущные нужды, а на инфраструктуру средств не хватило.

Конечно, помимо федеральных, есть региональные, частные и государственно-частные инвестиции, но они не настолько подвержены резким колебаниям. В долгосрочной перспективе главным катализатором развития станет износ инфраструктуры, который уже достиг критического уровня.

Если говорить о международном опыте, в США, Евросоюзе и даже Китае на душу населения ещё надавно  (в 2020) потребляли почти в 3 раза больше полимерных труб, чем в России, сейчас разрыв составляет в 2 раза что указывает на колоссальный потенциал роста (при том  что в последнее время эти страны опережающими темпами меняли и возводили новую инфраструктуру). У нас огромные проблемы с износом основных фондов в ЖКХ, энергетике, мелиорации, промышленных и нефтегазовых предприятиях и они требуют срочного решения.

Главный барьер — нехватка финансирования.
Если удастся внедрить цифровой рубль, усилить контроль за расходами, ужесточить требования по минимальным инвестициям (одновременно позволив легально зарабатывать) к государственно-частным партнерам, темпы модернизации значительно ускорятся.

Однако в случае экономического кризиса или новых внешних вызовов возможен и другой сценарий: консервация текущего состояния, снижение инвестиций, дальнейший износ сетей. Сейчас частные компании, даже в добывающей и промышленной сфере, предпочитают держать деньги в банках, а не вкладывать их в замену и строительство инфраструктуры.

Таким образом, у нас есть огромный запрос на обновление, но всё зависит от политики властей и экономической обстановки. Если государство сделает ставку на инфраструктуру, мы увидим масштабные изменения не только в ЖКХ, но и в промышленности, энергетике, строительстве и других областях которые мультипликативно от них зависят.

В 2025 году возможен строительный бум?

Владислав Сергеевич: Я бы не назвал это «бумом», скорее постепенное восстановление.

Если средства снова не перераспределят, запущенные проекты будут реализованы. Однако мы уже видели, как в начале 2024 года 330 млрд рублей, запланированные на инфраструктуру, были перенаправлены на другие нужды. В итоге из почти 380 млрд осталось чуть больше 40 млрд.

Это показывает, что развитие отрасли необходимо, но не всегда в приоритете. Будет ли восстановление в 2025 году — вопрос скорее политический, чем экономический.

Владислав Сергеевич, вы обозначили ключевые проблемы трубопроводной отрасли. Как Ассоциация помогает в их решении?

Владислав Сергеевич: В своей работе мы выделяем две ключевые цели.

Первая — обеспечение населения России и стран Евразийского экономического союза качественными и безопасными коммунальными и энергетическими услугами. Я сознательно не разделяю эти две категории, поскольку в советское время электросетевой комплекс внутри городов считался частью коммунальной инфраструктуры. Тепловая энергия также относилась к коммунальным услугам. Сейчас же эти вопросы находятся в ведении Минэнерго и Минстроя, но для конечного потребителя разницы нет: он ожидает стабильности и надежности.

Казалось бы, какая связь между безопасностью и трубами? Она прямая. Невозможно обеспечить качественные услуги при использовании изношенных, аварийных трубопроводов или при отсутствии защиты электроэнергетики. В условиях плотной городской застройки необходимо грамотно проектировать и размещать инфраструктуру, чтобы минимизировать риски повреждений и повысить удобство обслуживания. Например, в кабельной инфраструктуре широко применяются трубопроводы. Городское подземное пространство чрезвычайно насыщенно коммуникациями — это настоящее «подземное царство». Прокладка кабельных каналов позволяет проводить техническое обслуживание без разрушения дорог, отключения водоснабжения или теплоснабжения. Значительно увеличивает безопасность энергоснабжения – снижая воздействия внешних факторов – вандализма, случайных порывов вследствие природных и других явлений.

Вторая цель — внедрение современных технологий для сокращения реального износа инфраструктуры. Это сложная задача, поскольку изначально необходимо чётко определить, что такое реальный износ и каким образом его фиксировать. Статистика, предоставляемая официальными органами, зачастую не отражает реального состояния дел. Поэтому мы проделали огромную работу: проанализировали нормативно-правовую базу, переработали ГОСТы, своды правил, правительственные постановления и внесли конкретные предложения по изменению законодательных актов.

Возьмём простой пример: определение аварии. В пяти различных нормативных актах дано пять разных трактовок этого понятия, а в зависимости от типа инфраструктуры — водоснабжения, кабельных сетей, теплоснабжения, ливневой канализации этих определений перевалило, а 20. Пока нет единого подхода, каждая организация оценивает ситуацию по-своему. В результате статистика становится разрозненной, а часть данных попросту теряется. Более того, отсутствие серьёзной ответственности за искажение или несдачу отчётности только усугубляет проблему. Нам необходимо было привлечь внимание государства к этому вопросу, что мы и сделали. Сейчас продолжается работа над унификацией понятийного аппарата, сбора данных и удобства предоставления информации.

Мы также занимаемся привлечением внимания к проблеме синхронизации программ финансирования и модернизации инфраструктуры. Это сложнейшая задача. К примеру, в одном городе может реализовываться сразу несколько национальных проектов. Если инициативный мэр или руководитель субъекта обращается в Минспорт, Минздрав, Минсельхоз, Минстрой и Минэнерго, он может получить средства из всех этих источников. В результате в одном районе появляется пять котельных, каждая из которых работает на 10–20% мощности. А в соседних населённых пунктах — ни одной. В конечном счете возникают серьёзные диспропорции, где один город получает избыточное финансирование, а другой остаётся без обновления инфраструктуры. Мы долго боролись с этой проблемой, и сегодня в Минстрое создана проектная дирекция, которая занимается координацией таких вопросов.

Другая серьёзная проблема — неэффективное расходование бюджетных средств при ремонте коммунальной инфраструктуры. Сегодня под улицами городов проходят до восьми уровней коммуникаций: ливневая и хозяйственно-бытовая канализация, водоснабжение, газораспределение, оптоволоконные кабели, кабельная канализация, теплоснабжение и горячее водоснабжение. Они расположены друг над другом. Из-за отсутствия координации каждая служба ремонтирует свои сети отдельно, снова и снова разрывая одни и те же участки дорог и т.н.полосы дороги (это и тротуары и то что рядом с дорогой). Разве не логичнее, в случае повального износа или в принципе отсутствия в данной улице сетей, проводить замену всех сетей одновременно? Представьте: закрываем улицу, прокладываем все уровни коммуникаций сразу, делаем ответвления, закрываем её — и следующие 50 лет больше не возвращаемся к этому вопросу. Особенно это актуально при новом строительстве районов, комплексном развитии территорий, восстановлении разрушенных городов.

Такой подход позволил бы снизить расходы на земляные работы, благоустройство, проектирование и строительство минимум в восемь раз. По текущим оценкам, только на замену трёх уровней сетей требуется порядка 15 трлн рублей. Если учесть все восемь уровней — сумма достигает 40 трлн рублей. Однако при комплексном подходе можно сократить её как минимум в четыре раза. Подобная практика уже давно используется в Китае, где достигаются высокие темпы обновления трубопроводных систем. В то время как у нас часто наблюдается другая ситуация: проложили одну трубу (водоснабжение) — раскопали, проложили другую (газораспределение) — снова раскопали, и так бесконечно.

Ещё один важный аспект нашей работы — переход к модели финансирования, основанной на оценке полного жизненного цикла объекта. Сегодня при заключении контрактов учитываются только капитальные затраты, но никто не думает о будущих расходах на эксплуатацию, демонтаж, утилизацию. Мы предлагаем учитывать эти параметры ещё на этапе проектирования и уж точно составления требований к конкурсной документации.

Наконец, важным направлением нашей деятельности является борьба с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Проблема фальсификата существует не только в нашей отрасли, она носит глобальный характер все виды товаров и услуг подделываются (даже деньги и фальсифицируется история). Подделываются строительные смеси, цемент, радиаторы, герметики, металлоконструкции, трубы — и стальные, и железобетонные, и стеклопластиковые, и полимерные. В Китае за это предусмотрена уголовная ответственность. В Советском Союзе начиная с 1922 года уже существовала статья за выпуск фальсифицированной продукции. Сейчас я готовлю диссертационное исследование на тему: «правовое обеспечение качества и безопасности строительных материалов и изделий при введении в оборот проектировании и строительстве зданий и сооружений». Это системная проблема, и к её решению необходимо подходить научно и комплексно.

Возьмём пример Казахстана. В стране 90% полиэтиленовых труб — фальсификат. По данным таможенной службы, за прошлый год было ввезено 8400 тонн трубного полиэтилена, а произведено 100 тысяч тонн труб. Разница очевидна. Водоканалы жалуются: только что заменили аварийные сети, а через год они снова вышли из строя. В результате доверие к материалу падает, и власти обсуждают полный отказ от полиэтиленовых труб.

Москва также столкнулась с этой проблемой в ходе реализации программы «Моя улица» в 2016–2018 годах. Первые три года использовались дешёвые кабельные трубы, которые ломались в руках. Их укладывали под землю с гарантией 50 лет. Когда же такие трубы появились на Петровке, Лубянке и у Дома Правительства, разразился скандал. В итоге расформировали (региональное министерство) Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы, который управлял крупнейшими бюджетными потоками.

Если не бороться с фальсификатом, мы рискуем потерять доверие не только к отдельным видам труб, но и к всей отрасли в целом. Поэтому наша работа направлена на ужесточение контроля и развитие механизмов саморегулирования.

Как осуществляется борьба с фальсифицированной продукцией на рынке?

Мы выстроили четкую систему борьбы с фальсификатом. Прежде всего, мы детально изучили проблему, разобрав ее глубинные механизмы. Далее создали механизм оперативного реагирования, который позволяет участникам рынка сигнализировать о нарушениях.

На нашем сайте есть специальный раздел для обращений. Любой желающий может подать заявку, выбрав один из пяти возможных сценариев. Как только мы получаем обращение, оно поступает к ответственному сотруднику, который занимается его обработкой. У нас работает команда из пяти специалистов, принимающих звонки и обращения. Если вопрос сложный, подключаются эксперты из юридического департамента, а если проблема затрагивает нормативно-правовые или технические аспекты, привлекаются специалисты по стандартизации и сертификации.

Этот механизм позволяет оперативно выявлять случаи поставок некачественной продукции. Например, добросовестный поставщик участвует в тендере и видит, что на объект привозят продукцию без сертификатов соответствия или по цене, которая ниже себестоимости. Это сигнал: либо товар производится с нарушением технологий, либо в нем используются некачественные материалы.

Экономика производства прозрачна: кроме закупки сырья, необходимо учесть расходы на его доставку, переработку, оплату труда, аренду помещений, энергию, сбыт. Если продукция продается по цене, равной стоимости сырья, это явно указывает на подделку.

В таких случаях мы отправляем официальные предупреждения. Однако если письмо уходит только заказчику, он может просто проигнорировать проблему, освоив средства и закрыв проект. Поэтому мы оповещаем целый круг ответственных лиц:

  • строительный контроль,

  • строительный и авторский надзор,

  • эксплуатационные службы,

  • губернатора региона.

Важно понимать, что борьба с фальсификатом ведется на государственном уровне. В России действует Государственная комиссия по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, в которую входят все федеральные органы исполнительной власти. В каждом регионе также есть своя комиссия, которую возглавляет губернатор или его заместитель.

Если мы видим, что на предупреждения не реагируют, возникают вопросы: это халатность? Нежелание разбираться? Или скрытый интерес? Тогда мы передаем информацию в правоохранительные органы – МВД или ФСБ. В 95% случаев наши подозрения подтверждаются, и выявляется подлог.

Еще один важный аспект – репутация АПТС. Мы работаем уже 10 лет, и на рынке сформировалось четкое понимание: если на объект приезжает наш специалист, проблему лучше решить на месте. Сейчас уже нередко бывает так, что фальсификаторы, услышав, что прибыла комиссия АПТС, сами спешно возвращают деньги и продукцию. Конечно, факт поставки в таких случаях не фиксируется, но главное – некачественные материалы не попадают на объект.


Как Ассоциация поддерживает бизнес?

Владислав Сергеевич: Поддержка необходима прежде всего добросовестным производителям, которые работают в долгую и ориентируются на качество. Они создают продукцию, отвечающую всем стандартам, инвестируют в контроль качества, разрабатывают собственные технические регламенты и понимают, что их продукция будет эксплуатироваться 50–100 лет.

Стандарты – это не просто бумажная формальность. Они позволяют измерять и гарантировать качество, а также выходить на международные рынки. В мире есть единые системы стандартизации: ISO, IEC, EN, , DIN, BS, ASTM, GB, охватывающие международные стандарты и стандарты стран Евросоюза, США, Китая. Везде оцениваются качество и безопасность, без этого нельзя рассчитывать на долгосрочную работу. В России это ГОСТы.

А вот предприниматели, ориентированные на быструю прибыль, часто не думают о качестве. Они выпускают продукцию, ставят ее на объект, а если что-то идет не так – просто закрывают бизнес и уходят с рынка. А ведь инфраструктурные объекты строятся на 50–100 лет, и такая безответственность приводит к огромным проблемам.

Фальсификат – это общенациональная проблема. По данным РСПП, 22% всей продукции на российском рынке – подделки. Это касается строительных материалов, продуктов питания, текстиля, электроники.

Вспомним недавнюю трагедию в Крокусе. Что там горело и выделяло токсины? Фальсифицированный текстиль (кресла, занавесы и др.), и некоторые стройматериалы, которые скорее всего не соответствовали МЕЖДУНАРОДНЫМ нормам пожарной безопасности. Жертвы были не столько от пожара, сколько от токсичного задымления. Это яркий пример того, как отсутствие конкретных высоких требований и контроля за их соответствием приводят к катастрофам.

Фальсификат вредит не только экономике, но и безопасности граждан. А в долгосрочной перспективе это угрожает национальной безопасности. Именно поэтому борьба с незаконным оборотом промышленной продукции – одна из приоритетных задач АПТС.

Кроме борьбы с фальсификатом, мы помогаем бизнесу и в других направлениях.

Во-первых, это меры государственной поддержки:

  • субсидии и льготы,
  • гранты и инвестиционные программы,
  • включение продукции в перечень критически важной для страны.

На нашем сайте есть раздел со всеми доступными мерами поддержки. Мы согласовываем его с Минпромторгом, Минэкономразвития и актуализируем информацию.

Недавно мы инициировали дорожную карту, подписанную в конце прошлого года вице-премьером Денисом Мантуровым. Она включает комплекс мер по:

  • борьбе с фальсификатом,
  • повышению конкурентоспособности российских производителей,
  • развитию высокотехнологичного производства.

Мы предложили 30 инициатив, но на федеральном уровне одобрили 11. Среди них – включение определенной продукции в перечень критически важной инфраструктуры, что позволяет предприятиям получать дешевые кредиты или субсидии на НИОКР для модернизации.

Например, в стране недостаточно производства электрофузионных фитингов, но этот рынок постепенно растет. Государство готово финансировать его развитие, потому что этот сегмент стратегически важен.

Если компания хочет развивать высокотехнологичные продукты, требующие серьезных инвестиций в НИОКР, – АПТС помогает получить поддержку. Но если бизнес просто хочет открыть очередной завод по выпуску самых обыкновенных полиэтиленовых труб, шансов на господдержку нет, потому что таких предприятий достаточно много для удовлетворения потребности.

Кроме того, членство в АПТС – это прямой доступ к диалогу с государством. Вместо того чтобы пробивать стены в министерствах, компании могут донести свою позицию через Ассоциацию, которая представляет 106 участников рынка.

Были и такие запросы во время мобилизации мы собирали информацию: какие предприятия поставляют продукцию на гособоронзаказ? Те, кто подтвердил участие, получили защиту от мобилизации ключевых специалистов.

В итоге взаимодействие с Ассоциацией – это не только борьба за чистоту рынка, но и реальные механизмы поддержки для производителей, работающих на будущее.

Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу новых материалов и технологий. Какие инновации сейчас активно внедряются в производство трубопроводных систем?

Владислав Сергеевич: Сейчас основное развитие идет на стыке уже известных технологий. Создать нечто принципиально новое – тот самый "чудо-материал" – крайне сложно, но совершенствовать существующие решения, комбинировать их, наделять новыми свойствами – вот это активно происходит.

Например, сейчас широко применяются многослойные трубы, где каждый слой выполняет свою специфическую функцию. Они могут быть негорючими, иметь гумированный внутренний слой, что значительно снижает истираемость. Ведь если взять обычную стальную трубу, железобетонную или хризотилцементную, они подвергаются довольно быстрой абразии, особенно в условиях промышленной эксплуатации. Полимеры, конечно, более устойчивы, но и они постепенно истираются. А вот резина в разы долговечнее, поэтому для промышленных трубопроводов, по которым транспортируется пульпа, твердые частицы, горнообогатительные материалы – это оптимальное решение.

Сейчас все больше развивается компаундирование – процесс, при котором в основной материал добавляются специальные компоненты, улучшающие его характеристики. Можно модифицировать резину, полиэтилен, полипропилен, ПВХ, наделяя их новыми свойствами: повышенной химической стойкостью, прочностью, эластичностью, устойчивостью к ультрафиолету. Это направление будет расти и дальше.

Еще одно перспективное направление – промышленные трубопроводы. Мы привыкли говорить о развитии сетей водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, но в масштабах промышленности трубопроводная инфраструктура куда больше. Один крупный комбинат, построенный еще в советское время, может содержать десятки тысяч километров труб, соединяющих цеха, обеспечивающих подачу различных веществ, от пожарной и технической воды до агрессивных химических соединений и массы трубопроводов других назначений. В этой сфере износ зачастую даже выше, чем в гражданском строительстве (там все закрыто от глаз), поэтому замена таких труб на современные многослойные системы с новыми свойствами становится ключевой задачей.


Поддерживает ли Ассоциация разработку инноваций у производителей?

Владислав Сергеевич: Разумеется, поддержка есть. Особенно когда речь идет о стандартизации. Ведь любая инновация в конечном счете должна пройти этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

У нас в Ассоциации нет собственного НИИ, но мы сделали важный шаг еще до начала СВО – собрали и систематизировали все доклады по полимерным трубам, опубликованные на международных конференциях за последние 30 лет. Эта база знаний помогает понять мировые тренды, определить наиболее перспективные направления. По запросам от членов мы делимся этой информацией.

Основной вклад Ассоциации – работа над стандартами. Например, сейчас мы перерабатываем ряд ГОСТов на основе международных стандартов ISO, особенно в части химической стойкости трубопроводных материалов. Эта работа крайне сложная: речь идет о сотнях страниц таблиц, где для каждого из семи видов полимеров необходимо определить устойчивость к различным химическим соединениям в разных концентрациях и при различных температурах. В советское время этим занимались целые отраслевые НИИ, но сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки.

К сожалению, многие научные институты были просто ликвидированы, высоко ликвидные здания в центрах городов ушли под застройку, кадры разошлись. Но даже с теми ресурсами, что есть, мы продолжаем работу, понимая, что без современной нормативной базы технологический прогресс невозможен.


Давайте взглянем в будущее. Какие задачи являются приоритетными для Ассоциации на ближайшие 3–5 лет?

Владислав Сергеевич: Одна из главных задач – создать такую законодательную систему, при которой производство и продажа фальсификата станут экономически невыгоднымиСейчас Ассоциация вынуждена заниматься этим вручную, выявлять подделки, направлять обращения, инициировать проверки. А должно быть так, как в Китае, США или Евросоюзе – когда рынок сам себя регулирует, потому что выпуск фальсификата просто нерентабелен, а органы надзора работают автоматически. Мы бы с удовольствием сосредоточились на развитии отрасли, а не на борьбе с подделками, но пока приходится решать и этот вопрос.

Вторая ключевая задача – синхронизация работы всех ресурсоснабжающих организаций. Если удастся реализовать концепцию одновременной замены всей инфраструктуры, это станет колоссальным прорывом. Ведь что мы имеем сейчас? Одна служба копает, кладет свои сети, закапывает. Через полгода другая приходит, раскапывает снова, укладывает свои трубы. Потом третья. В итоге деньги расходуются в 4–5 раз больше, чем могли бы.

Представьте, что вам раньше нужно было 100 тысяч рублей на жизнь, а теперь хватает 20 тысяч, потому что цены снизились. Для государства такая экономия – колоссальный ресурс. В советское время эта тема уже поднималась: например, в одном из выпусков сатирической передачи «Фитиль» за 1963 год высмеивалась ситуация, когда разные службы поочередно раскапывают одну и ту же дорогу. Прошло больше 60 лет, а проблема осталась.

Но если ее решить, мы сэкономим десятки триллионов рублей. Правда, не все от этого будут в восторге. Например, производители бордюров, плитки и асфальта явно не захотят терять объемы заказов. Не будут в восторге и ресурсоснабжающие организации, которые привыкли работать по старой схеме. А у кого-то и откаты пострадают.

Но если принять волевое решение, можно сделать огромный шаг вперед. Пока все только говорят о таких проектах, но реального внедрения нет.

Еще одна серьезная проблема – ценообразование в строительстве. Сейчас там полный хаос. Когда у тебя заниженная смета, заниженные цены на материалы, заниженные расценки на строительно-монтажные работы, ты физически не можешь построить ничего качественного.

Мы занимаемся этой проблемой 8 лет, направили десятки предложений во все инстанции, но решения пока нет. Государственные органы не готовы признать, что когда 8 лет назад они изменили систему ценообразования, это была катастрофическая ошибка.

Все эти вопросы требуют комплексного подхода и волевых решений. Мы стараемся, мы двигаем этот процесс, но перемены даются очень непросто. Надеемся, что за 3–5 лет нам удастся добиться значительных сдвигов, хотя, конечно, хочется решить эти проблемы как можно быстрее.

Вы часто упоминаете опыт зарубежных коллег. Какую роль Ассоциация играет в укреплении международного сотрудничества?

Владислав Сергеевич: С Евразийским экономическим союзом у нас довольно плотное взаимодействие. В составе Ассоциации есть члены из Казахстана и Беларуси. К сожалению, из Армении и Киргизии пока никого нет. Я пытался разобраться, сколько у них вообще производителей труб, и, конечно, они там есть, но находятся, скажем так, в тени. Видимо, ситуация там примерно такая же, как в Казахстане, где значительная часть рынка работает с нарушениями стандартов.

Мы много раз посещали эти страны, встречались на международных конференциях, обсуждали вопросы, обменивались опытом. Стараемся следить за их законодательными изменениями, давать рекомендации. До недавнего времени в Казахстане даже не было Ассоциации. В декабре прошлого года она наконец появилась, и я лично участвовал в ее создании, оказывал коллегам поддержку. При этом я сразу отказался от идеи работать там напрямую, потому что у Казахстана есть свои особенности. Они, как и другие страны, мягко говоря, не очень любят НКО, зарегистрированные не у них, а АПТС зарегистрирована в России, поэтому было логично создать местную Ассоциацию, которая самостоятельно займется своими вопросами в соответствии с местными особенностями.

Самостоятельность — это ключевой момент. Казахстанские коллеги поначалу хотели, чтобы мы решили за них все проблемы, но так это не работает. Мы можем помочь, подсказать, направить, но разбираться с ситуацией им придется самим, своими силами, ориентируясь на свои реалии.

В Беларуси ситуация совсем иная. Там просто ничего не ломали из старой советской системы, и она продолжает работать по инерции. Надзор за строительством, контроль за качеством продукции в обороте, технический надзор – все на высоком уровне и как итог фальсификата в полимерных трубах меньше 0,1 %. Основная проблема — нехватка финансирования. Если бы у них было больше денег, они бы очень динамично развивались. Тем не менее, у нас есть с ними взаимодействие, мы поддерживаем контакты.

Недавно встречались с китайской Ассоциацией – приезжала делегация из 30 человек. Пообщались, попили чай из самовара. Они, безусловно, заинтересованы в российском рынке. Мы объяснили, что у нас тоже есть требования к безопасности, как и у них. Если они смогут предложить действительно качественную продукцию по хорошей цене, то, конечно, будут востребованы. Но "ширпотреб" мы к себе не пустим, и на это они должны ориентироваться.

В Ассоциации есть также члены из Ирана, производители из Исламской Республики. Мы с ними общаемся, объясняем, как у нас устроен рынок, какие есть особенности. Но, честно говоря, самую активную работу с международными организациями мы вели до 2022 года. Взаимодействовали с европейскими, американскими институтами, обсуждали опыт. Однако очень быстро стало понятно, что, несмотря на схожесть глобальных проблем – например, тот же износ инфраструктуры – подходы к их решению у нас кардинально разные.

На Западе сейчас пытаются решать все через экологию. Любой вопрос рассматривается исключительно через "зеленую" призму: мол, стоимость жизненного цикла трубопровода – это прежде всего его экологический углеродный след. Но ведь это лишь один из факторов! Есть куда более важные критерии – срок службы, капитальные и эксплуатационные затраты, риски аварий и т.д.. У нас подход должен быть комплексным, а не сводиться к одному аспекту. Возможно, на этот перекос повлияли такие глобалистские организации, как USAID, которые активно спонсировали исследования в этой области.

Кстати, работая над своей диссертацией, я обнаружил множество документов, из которых следует, что именно USAID в 2002 году финансировал разработку нашего Федерального закона о техническом регулировании. Сейчас, анализируя этот закон, становится очевидно, что он изначально был "сознательно кривым" и направлен на «дерегулирование стандартизации, промышленности, инфраструктуры», и на 20 лет нас отправили по ложному пути. Теперь мы стоим перед сложным выбором: возвращаться к чему-то прежнему или пытаться как-то синхронизировать этот "ошибочный" путь с новыми реалиями и выходить куда-то из этого «леса». Так что, если говорить о международных партнерах, в этом аспекте они нам, мягко говоря, здорово "подставили ножку", понятно, что их промышленность от этого только выиграла на нашем и на международных рынках устраняя компетентных конкурентов.


Как вы видите развитие трубопроводной инфраструктуры в России на ближайшие 10 лет?

Владислав Сергеевич: Вдохновляет, прежде всего, чувство ответственности – перед коллективом, перед отраслью, перед страной.

Когда ты берешь на себя руководство, тебе хочется, чтобы рядом были люди, которым не все равно, чтобы они разделяли общие цели, чувствовали свою причастность к важному делу. Чтобы не переживали за свое будущее, за свою работу, могли не только удовлетворять базовые потребности, но и развиваться, двигаться вперед - личностно, профессионально.

Меня вдохновляет и чувство ответственности за страну – не только за Россию, но и за союзные страны. Для себя я давно определил этот "трубопроводный фронт" работы, ту сферу, в которой разбираюсь, которую изучал в университете, в которой работаю уже более 15 лет. Это тот участок, за который я могу нести ответственность.

Я не эксперт в образовании, и культуре, не специалист в здравоохранении, но в своей области я знаю, что нужно делать. И мне хочется, чтобы моя работа, работа нашей команды приносила реальную пользу людям – чтобы они жили в страных с качественной и безопасной инфраструктурой, чтобы не было аварий из-за износа и фальсифицированных труб, чтобы отрасль развивалась осознанно и системно.

И это не пафосные слова. Я не пришел в эту сферу ради денег. Когда я переходил на работу в Ассоциацию, это означало снижение доходов примерно в три раза по сравнению с коммерческим сектором. Но деньги для меня – не главное. Ты либо делаешь дело, которое тебе по-настоящему важно, либо занимаешься зарабатыванием денег (это кого-то тоже может очень вдохновлять).

А если ты работаешь с душой, если ты развиваешься, вкладываешься, становишься профессионалом, то в любом случае рано или поздно эта работа принесет и моральное удовлетворение, и материальную отдачу.


Раз уж мы говорим о будущем, расскажите, что вас вдохновляет в вашей работе?

Вдохновляет, прежде всего, чувство ответственности – перед коллективом, перед отраслью, перед страной.

Когда ты берешь на себя руководство, тебе хочется, чтобы рядом были люди, которым не все равно, чтобы они разделяли общие цели, чувствовали свою причастность к важному делу. Чтобы не переживали за свое будущее, за свою работу, могли не только удовлетворять базовые потребности, но и развиваться, двигаться вперед.

Меня вдохновляет и чувство ответственности за страну – не только за Россию, но и за Союз. Для себя я давно определил этот "фронт" работы, ту сферу, в которой разбираюсь, которую изучал в университете, в которой работаю уже 15 лет. Это тот участок, за который я могу нести ответственность.

Я не эксперт в образовании, не специалист в здравоохранении, но в своей области я знаю, что нужно делать. И мне хочется, чтобы моя работа, работа моей команды приносила реальную пользу людям – чтобы они жили в стране с качественной и безопасной инфраструктурой, чтобы не было аварий из-за фальсифицированных труб, чтобы отрасль развивалась осознанно и системно.

И это не пафосные слова. Я не пришел в эту сферу ради денег. Когда я переходил на работу в Ассоциацию, это означало снижение зарплаты в три раза по сравнению с коммерческим сектором. Но деньги – не главное. Ты либо делаешь дело, которое тебе по-настоящему важно, либо занимаешься чем-то бездушным.

А если ты работаешь с душой, если ты развиваешься, вкладываешься, становишься профессионалом, то в любом случае рано или поздно эта работа принесет и моральное удовлетворение, и материальную отдачу.

Как бы вы оценили вклад Ассоциации в улучшение качества жизни населения?

Владислав Сергеевич: Если говорить глобально, то, конечно, мы еще не достигли такого влияния, чтобы сказать, что помогли всему населению страны. Динамика темпов замены трубопроводных сетей нас пока не радует, и, если честно, последние данные говорят о стагнации.

Конечно, доля полимерных труб растет, они вытесняют традиционные материалы те же стальные трубы, но хочется видеть не просто перераспределение материалов, а качественный рост темпов замены. Ведь сегодня, например, канализационные сети обновляются лишь на 0,3% в год. А нужно хотя бы 1,5-2% — то есть в пять раз больше, чтобы реально переломить ситуацию.

Возьмем, например, Волгоград. Два года назад там случилась чудовищная авария — прорвало огромный канализационный коллектор. Зима, мороз, шесть дней без воды: ни горячей, ни холодной, без канализации, без отопления. Ведь если отключается канализация, следом встает водоснабжение, а если нет холодной воды, нет и подпитки тепловых сетей.

Я часто показываю эти примеры министрам, чиновникам: коммунальная инфраструктура – это система, где все взаимосвязано. Люди недооценивают, насколько это вопрос национальной безопасности.

Трубопровод холодного водоснабжения в городе выполняет три ключевые функции:

  1. Очевидное — питьевая вода и бытовые нужды: помыться, приготовить еду, постирать.
  2. Пожаротушение. В России нет отдельной системы для тушения пожаров. Мы используем те же водопроводные сети. А теперь представьте: в норме давление в системе должно быть 6 атмосфер (60 метров водяного столба), а на деле — 0,5 атмосферы (5 метров). В итоге пожарные на крупных объектах вместо мощного потока поливают огонь тонкой струйкой.
  3. Система отопления. Без воды (подпитки) невозможно поддерживать работу тепловых сетей.

Посмотрите на аварию в "Зимней вишне". Пожарные подключились к гидрантам, для бытового водоснабжения, но давления не хватало, и здание сгорело дотла.

Если мы не будем вовремя заменять сети, нас ждет ситуация, когда канализация, водоснабжение и отопление станут считать роскошью. К сожалению, я уже вижу эту тенденцию. В Армении, в Грузии есть города, где канализацию просто отключают, потому что содержать ее дорого. И все стоки стекают в чистейшие водоемы…

Но Россия не должна откатиться в наше дореволюционное прошлое, когда водопровод и бытовые услуги были доступны только богачам, а женщины не имели права на образование, отсутствие системы здравоохранения. Мы построили современную и развитую страну, и коммунальная и энергетическая инфраструктура – это не роскошь, а базовая необходимость. Нам нужно честно смотреть на ситуацию и действовать.

Какие советы вы бы дали молодым специалистам, которые хотят развиваться в этой индустрии?

Владислав Сергеевич: Если у человека уже есть желание работать в этой сфере, это уже хорошо. Потому что сейчас очень многие молодые люди стремятся в блогерство, медиа, сферу развлечений. Это, конечно, тоже профессии, но это не специализация.

Настоящий специалист это человек получивший глубокие знания, опыт, приложивший много труда. Хороший журналист, например, должен прочитать тысячи книг, прожить десятки тысяч чужих жизней через истории людей, с которыми он общается.

А если говорить о технических и инженерных специальностях, главное — не бояться. Не бояться пробовать, изучать новое, задавать вопросы.

Приведу свой пример. Я вообще хотел быть массажистом. Отучился, работал. Но родители сказали: "Ну ты же получил высшее образование по инженерной специальности, попробуй поработать в этой сфере". Попробовал — и мне понравилось. Хотя в 2009 году, во время экономического кризиса, массажист зарабатывал намного больше, чем инженер.

Но мне стало интересно, как работает предприятие, завод, проектировщик, строитель, эксплуатирующая организация, индустрия, и я не стеснялся учиться. Бегал по офису, носил документы, общался с техническими специалистами, бухгалтерами, юристами, узнавал, что такое ГОСТ, технические требования, технические условия, транспортная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ. Остальные коллеги этого избегали: "Ну что там бегать?". А мне было любопытно.

Потом стал сам поднимать проблемы, которые никто не замечал или боялся замечать. Руководство быстро это заметило: "Ничего себе, он видит то, на что мы даже не обращали внимания". После этого меня стали отправлять на конференции, на выставки, сначала в Дюссельдорф, Берлин, потом в Мюнхен.

Вот мой совет: не бойтесь брать на себя новые задачи. Видите проблему — не молчите, предлагайте решение. Не бойтесь ошибиться — ошибетесь, переделаете как исправить. Главное — действовать и не быть равнодушными.

Еще один важный момент — осваивать смежные дисциплины. Сейчас мультидисциплинарность и цифровизация — ключевые факторы успеха. Ты должен разбираться не только в проектировании, но и в производстве, строительстве, юриспруденции, бухгалтерии, IT. Понимать, как учитываются материалы, какие есть нормы, правила.

Но при этом цифровизация – это всего лишь инструмент. Она автоматизирует процессы, большие потоки информации, но не заменяет базовые процессыпроизводство, проектирование, строительство, эксплуатацию. Без людей, без специалистов цифра сама по себе бессмысленна и даже вредна, ведь автоматизация хаоса порождает ещё больший хаос.


В завершение нашего диалога, что бы вы хотели пожелать партнерам, членам Ассоциации и отраслевому сообществу?

Владислав Сергеевич: Главное — продержаться и выжить.

Продолжать работать честно и добросовестно, несмотря на сложные времена. Трудиться на благо своих коллективов, компаний, отрасли, страны и дружественных стран и партнеров. Готовиться к развитию, искать новые возможности, использовать инструменты поддержки.

Не лениться! Заполнить обращение, заявку на грант или субсидию, получить льготу – это бумажная работа, но она дает результат. Да, могут отказать. Но могут и подписать, и таких случаев очень много.

Еще один момент – активность внутри Ассоциации. Часто слышу: "Нам нужен новый свод правил!". Хорошо, но кто этим займется? Одна компания? Тогда скорее всего понятно, в чьих интересах он будет написан. Другое дело, если 20 компаний объединятся, распределят затраты, проработают документ совместно. Тогда это действительно эффективный инструмент для всей отрасли.

Мы сейчас развиваем командный подход, и это ключ к успеху. Ассоциация – это не один человек, не аппарат, не председатель. Это люди, участники, компании, которые двигают отрасль вперед.

Поэтому главное пожелание – сплоченность, готовность работать вместе, добиваться результата. Успехов всем нам!


Спасибо вам большое за этот диалог!



Заключение

Развитие трубопроводной отрасли – это не просто замена старых сетей новыми. Это стратегический процесс, требующий комплексного подхода, синхронизации государственных программ, внедрения инноваций и эффективного регулирования.

В ходе беседы с Владиславом Ткаченко мы выяснили, что ключ к устойчивому развитию отрасли – честная конкуренция, внедрение новых стандартов и цифровизация инфраструктуры. Однако без активного участия государства и бизнеса решить накопившиеся проблемы будет сложно.

Будущее трубопроводной индустрии во многом зависит от слаженной работы всех участников рынка. Остается надеяться, что совместные усилия приведут к созданию надежной, эффективной и безопасной инфраструктуры, которая прослужит множество десятилетий!